АРКТЕЛ - Телекоммуникационная компания
Новости
Пресса о нас
Пресс-служба
Специальные предложения
Контактная информация:
Адрес:127015, г. Москва,
Бумажный проезд,
д.14/2, 4 этаж
Телефоны офиса:(495) 363-34-34
(495) 974-18-85
E-mail:[email protected]
Отдел Поддержки Клиентов:
Телефоны:(495) 661-49-19
E-mail:[email protected]
Поиск:  
Пресса о нас Главная страница Новости Пресса о нас
  
Российский телеком на пороге революции

Выступления участников VIII Международного рабочего совещания операторов "ИНТРУС-2005" еще раз показали, что как мировая так и российская телекоммуникационная бизнес-среда в последние годы претерпевает значительные изменения. Традиционная телефонная связь вытесняется VoIP, операторы кабельного телевидения начинают конкурировать с телефонными компаниями и интернет-провайдерами, а последние, в свою очередь, выходят на рынок платного ТВ.

Современные условия функционирования телекоммуникационного рынка заставляют операторов связи пересматривать свои бизнес-стратегии. Усиление конкуренции среди операторов, появление компаний, пришедших со смежных рынков, предложение новых телекоммуникационных сервисов заставляют всех игроков рынка адаптироваться к стремительно меняющимся условиям.

IP-телефония продолжает наступление

В качестве одной из основных тенденций на рынке дальней связи стало вытеснение традиционной телефонной связи VoIP. Особенно этот тренд заметен в странах Западной Европы и США, где, начиная с 2000 года, абонентская база сетей фиксированной связи ежегодно сокращается на 1-3%. Россия не является исключением - последние 3 года в нашей стране наблюдается падение основных показателей потребления услуг «Ростелекома» конечными пользователями. Так, в 2004 году междугородний трафик национального оператора дальней связи сократился на 2%, международный - на 9%; доходы монополиста по этим статьям упали на 2%.

Рынок движется в сторону пакетных услуг, и доля VoIP в общем телефонном трафике стабильно растет. В мире, по данным iKS-Consulting со ссылкой на TeleGeography, это соотношение увеличилось с 0,2% в 1998 году до 14,7% по результатам 2004 года. В России этот показатель не меняется уже 3 года и составляет 12%, хотя доля VoIP-рынка в доходах, полученных от предоставления услуг международной и междугородней связи, уверенно растет. По данным iKS-Consulting это соотношение увеличится с 3,6% в 2002 году до (возможно) 8,6% в 2005 году.

Итак, становится очевидно, что традиционная «телефонная» бизнес-модель неконкурентоспособна, и на смену ей приходят новые решения.

Новые модели

Среди других новых бизнес-моделей были отмечены контент-провайдинг и концепцию виртуальных операторов (MVNO). Эти сегменты растут впечатляющими темпами. В частности, обороты мирового рынка услуг мобильного контента в 2004 году составил почти $8 млрд. против $6,7 млрд. в 2003 году, а число абонентов MVNO в мире достигнет 113 млн. В России, по оценкам iKS-Consulting, в 2004 году рынок мобильного контента достиг $250 млн., а развитие бизнеса виртуальных операторов сдерживают неопределенности в законодательстве.

Другой реакцией рынка на усиление конкуренции стало появление безлимитных телефонных тарифных планов на базе IP-технологий. В России, например, такую услугу предлагает компания АРКТЕЛ, однако ее высокая стоимость ($88 в месяц без НДС для звонков по России в будние дни в рабочее время) сужает границы рынка до корпоративного сегмента и немногочисленных частных абонентов.

Говоря о тенденциях телекоммуникационного рынка, нельзя не упомянуть и о выходе крупнейших поисковых систем Yahoo и Google, а также гиганта софтверной индустрии Microsoft на рынок служб мгновенного обмена сообщениями через интеграцию телефонного сервиса в системы MSN, Yahoo, ICQ.

В других сегментах телекоммуникационного рынка также происходят серьезные перемены. Операторы кабельного телевидения начинают конкурировать с телефонными компаниями и интернет-сервис провайдерами (ISP). С другой стороны, происходит экспансия ISP на рынок платного ТВ. Наибольших успехов, по данным iKS-Consulting, достигла компания PCCW (Гонконг), которой с конца 2003 года (время запуска услуги) удалось привлечь 450 тыс. абонентов IP TV, Fastweb (Италия) - 161 тыс. абонентов с июля 2001 года и France Telecom – 100 тыс. с момента запуска в 2003-2004 годах.

Монополист диктует цены

Развитие широкополосного интернета и многочисленных сервисов на его основе в подавляющем большинстве российских регионов по прежнему сдерживается отсутствием конкуренции на магистральном уровне. Национальный оператор «Ростелеком» держит высокие цены на аренду каналов, которые в несколько раз превышают европейские. В этом плане гораздо больше повезло Москве и Санкт-Петербургу, а также тем городам, которые оказались на пути магистралей международных операторов. Например, сеть TeliaSonera, помимо двух столиц, захватывает такие города, как Тверь, Выборг, Великий Новгород. Коммерческий директор компании Александр Климов намекнул, что если бы не присутствие TeliaSonera в этих городах, то они «бы имели то, что сейчас имеют регионы», в которых присутствуют лишь «Ростелеком» или «ТрансТелеком». Впрочем, он не исключает появления третьего крупного магистрального оператора в России, который будет строить свои сети с использованием инфраструктуры РАО ЕЭС России. По его мнению, электрические сети, оснащенные волоконно-оптическими кабелями – это очень дешевый способ создания магистральных сетей на территории РФ. Строить же в России собственную инфраструктуру с нуля, считает Александр Климов, могут позволить себе только компании, у которых уже есть филиалы и представительства в крупных городах, такие как «Голден Телеком».

«Это единичные примеры, и все выходы за Урал экономически совершенно невыгодны, - убежден он. - Поэтому реально появление сети на базе тех структур, у которых уже все сделано, и которым остается лишь проложить ВОЛС».

Виталий Солонин, CNews.ru, 27.10.2005

(перепечатка с сокращениями)

К списку

 
на главнуюобратная связькарта сайтапоиск